Заказчики (закупающие организации)

В качестве заказчиков в рамках госзакупок в Казахстане могут выступать:

  • государственные органы;
  • государственные учреждения;
  • государственные предприятия;
  • юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица. 

На начало 2023 года в Казахстане насчитывается свыше 18 тысяч таких заказчиков.

Заказчики в сфере госзакупок в Казахстане несут ответственность за осуществление закупок товаров, выполнение работ и оказание услуг с использованием прозрачных и конкурентных механизмов закупок. Заказчики обязаны обеспечивать соблюдение законодательства в процессе закупок, а также контролировать соответствие приобретаемых товаров, работ и услуг установленным стандартам качества при оптимальных ценах.

Законодательство в области госзакупок Казахстана предписывает обеспечение справедливости, прозрачности и конкурентоспособности процесса закупок, а также равных условий для участия всех потенциальных поставщиков в закупках.

 Осуществление госзакупок основывается на Принципах:

  1. оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок;
  2. предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;
  3. добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, недопущения сговора между участниками закупок;
  4. открытости и прозрачности процесса государственных закупок, в том числе с соблюдением законных прав поставщиков на коммерческую тайну (до подведения итогов государственных закупок);
  5. оказания поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан;
  6. ответственности участников государственных закупок;
  7. недопущения коррупционных проявлений;
  8. приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг;
  9. соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащиеся в закупаемых товарах.

Заказчики, в соответствии с законодательством, несут  дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за нарушения в сфере в госзакупках.

Законодательство о госзакупках НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на: 

  • закупки фонда «Самрук-Казына», а также всех субъектов квазигосударственного сектора;
  • закупки услуг у субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и для системы обязательного социального медицинского страхования;
  • закупки услуг аккредитационного органа, услуг и товаров по организации питания обучающихся;  услуг государственного образовательного заказа);
  • закупки  субъектами естественных монополий;
  • закупки Национального банка РК.

Централизованные закупочные организации

В контексте централизации государственных закупок на разных уровнях государственного управления (республиканский, областной, городов республиканского значения и столицы, акимат района, города, района в городе) для определенного перечня товаров, работ или услуг устанавливаются юридические лица, ответственные за организацию централизованных госзакупок.

 

Ответственные институции / НПА

Управление Акиматов областей РК 

Функции и задачи

Акиматы (местные исполнительные органы) входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

К ведению местных исполнительных органов относится:

  1. разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;
  2. управление коммунальной собственностью;
  3. назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

Акиматы и их структурные подразделения (самостоятельные отделы, управления) ответственны за экономические, социальные и культурные вопросы своих территорий, координируют работу бюджетных организаций и с участием государства. Являются основными заказчиками по государственным закупкам, планируют и формируют бюджет, организовывают хозяйственную деятельность.

Ставит перед органами полиции задачи по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения.

В рамках госзакупок акимат и его подразделения  участвуют как Заказчики, размещая объявления о проведении закупок, проводя конкурентные процедуры, заключая договоры с поставщиками и осуществляя контроль за исполнением этих договоров. Также акимат может определять требования и критерии для участия в закупках, основываясь на своих специфических потребностях и целях.

Основные Подразделения акиматов как правило включают:

  • Управление цифровизации и архивов
  • Управление по делам религии
  • Управление общественного развития (внутренняя политика)
  • Управление сельского хозяйства и земельных отношений
  • Управление координации занятости и социальных программ
  • Управление государственного архитектурно-строительного контроля
  • Управление природных ресурсов и регулирования природопользования
  • Управление предпринимательства и туризма
  • Управление по инспекции труда
  • Управления по государственным закупкам и коммунальной собственности
  • Управление экономики и бюджетного планирования
  • Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог
  • Управление строительства, архитектуры и градостроительства
  • Управление образования
  • Управление здравоохранения
  • Управление культуры
  • Управление энергетики и ЖКХ
  • Управление физической культуры и спорта
  • Управление ветеринарии

Подразделения акимата в рамках своих компетенций, имеющие контрольно-надзорные функции, в рамках госзакупок принимают обращения от граждан и организаций. Например:

Также обращения  принимают Департаменты уполномоченных госорганов в регионах, имеющие право составлять административные протокола, например:

Юридическое и законодательное обоснование

О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148.

Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора за деятельностью местных исполнительных органов по делам архитектуры, градостроительства, строительства и государственного архитектурно-строительного контроля Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 144. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 марта 2015 года № 10597.

Об административных правонарушениях Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК.

Закупки Национального банка РК

Функции и задачи

Национальный банк Республики Казахстан имеет собственные правила приобретения товаров, работ и услуг и не входит в систему государственных закупок.

Юридическое и законодательное обоснование

Об утверждении Правил приобретения товаров, работ и услуг Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в его структуру, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилированными с ними юридическими лицами Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 192. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2018 года № 17374.

Веб-портал государственных закупок

support@ecc.kz forum.ecc.kz

goszakup.gov.kz/

Функции и задачи

Веб-портал госзакупок — это государственная информационная система, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам госзакупок. Он обеспечивает регистрацию участников, планирование, проведение и отслеживание госзакупок, доступ к информации, статистике, разъяснениям и способствует сокращению нарушений в госзакупках.

Юридическое и законодательное обоснование

"Об утверждении Правил использования веб-портала государственных закупок и Правил работы веб-портала государственных закупок в случае возникновения технических сбоев работы веб-портала государственных закупок" Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 692. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 декабря 2015 года № 12671.

Закупки естественных монополий

Функции и задачи

Согласно пп. 4 п.2 г. 1 Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий” порядок проведения закупок субъектами естественных монополий не регулируются законом о государственных закупках. Данный НПА регламентирует порядок проведения закупок субъектами естественных монополий

Юридическое и законодательное обоснование

Об утверждении Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 августа 2019 года № 19242.

Закупки Фонда Национального Благосостояния

Функции и задачи

Согласно п. 1 ст.1 Закон Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 47-VII ЗРК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» закупки фонда «Самрук-Казына», а также всех субъектов квазигосударственного сектора не регулируются законодательством о государственных закупках. Указанные правоотношения подлежат урегулированию законодательством Республики Казахстан в области закупок субъектов квазигосударственного сектора.

Юридическое и законодательное обоснование

О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора Закон Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 47-VII ЗРК.

Закупки здравоохранения

Функции и задачи

Согласно п. 1 ст. 3 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», действие законодательства Республики Казахстан о государственных закупках не распространяется на закупку услуг у субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и для системы обязательного социального медицинского страхования. Указанные правоотношения подлежат урегулированию законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения. 

Закупки услуг у субъектов здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи начнут проводится в электронной форме с 1 января 2024 г. 

В рамках централизации закупок в фармацевтической отрасли создано ТОО «СК-Фармация», выполняющее функции Единого дистрибьютора в фармацевтической отрасли с целью консолидации государственных закупок лекарственных средств.

Согласно статье 77 Кодекса Республики Казахстан «Об общественном здравоохранении», основными видами деятельности Единого дистрибьютора   являются:

  1. выбор поставщиков;
  2. заключение договоров поставки лекарственных средств и медицинских изделий;
  3. заключение долгосрочных договоров поставки лекарственных средств и медицинских изделий и (или) по хранению и транспортировке лекарственных средств и медицинских изделий;
  4. обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями по перечню, определяемому уполномоченным органом;
  5. закуп лекарственных средств и медицинских изделий, услуг по хранению и транспортировке по перечню, определяемому уполномоченным органом;
  6. закуп фармацевтических услуг;
  7. закуп услуг по учету и реализации лекарственных средств и медицинских изделий;
  8. организация закупа медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Кодекс определяет, что закуп лекарственных средств и медицинских изделий, предназначенных для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и медицинской помощи в рамках системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), осуществляется в порядке и способами, установленными Правительством Республики Казахстан, включая использование веб-портала https://fms.ecc.kz/ для закупа лекарственных средств и медицинских изделий.

Юридическое и законодательное обоснование

"О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК.

Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, дополнительного объема медицинской помощи для лиц, содержащихся в следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, за счет бюджетных средств и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, фармацевтических услуг и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2021 года № 375.

НПА ТОО "СК-Фармация"

Закупки образования

Функции и задачи

Согласно п. 3 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. “Об образовании действия законодательства о государственных закупках не распространяется на приобретение услуг аккредитационного органа, услуг и товаров по организации питания обучающихся;  услуг государственного образовательного заказа. Указанные правоотношения подлежат урегулированию законодательством Республики Казахстан в области образования. 

Юридическое и законодательное обоснование

Об утверждении Правил организации питания обучающихся в государственных организациях среднего образования, внешкольных организациях дополнительного образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в государственных дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях технического и профессионального, послесреднего образования

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. "Об образовании"

База знаний

Заказчики: Кейс 1. Анализ истории участия потенциального поставщика в государственных закупках
Инструкции
Заказчики: Кейс 2. Сравнение результатов закупочной деятельности с аналогичными заказчиками в других регионах, отраслях
Инструкции
Заказчики: Кейс 3. Оценка обоснованности цены потенциального поставщика по конкретной заявке
Инструкции