Вся База знаний

Общественный мониторинг: Кейс 2. Выявления фактов некорректного использования обоснований для закупок “из одного источника”

Законодательно утверждены две причины для применения закупок из одного источника: несостоявшиеся закупки или использование обоснований согласно статье 39 Закона о государственных закупках.

Одним из возможных нарушений для выявления с использованием модуля является оценка обоснованности применения пунктов статьи 39. В статье 39 находится более 50 различных обоснований. В рамках данного кейса будут раскрыты примеры методы выявления нарушений, на основе которых общественной мониторинг может разрабатывать дальнейшие направления. 

Самое простое для анализа нарушение — это применение исключенных обоснований для закупок из одного источника. По состоянию на май 2023 г. из обоснований для применения закупок из одного источника исключен ряд обоснований.

Открыв лист “Закупки не конкурентным методом” вы можете представить закупки в разрезе используемых обоснований через измерения в диаграмме “Рейтинг”.  Для получения актуальных данных необходимо поставить фильтр на 2023 год.

Теперь давайте сравним обоснования в списке с перечнем обоснования, которые были исключены. Так, наличие п. 19 является нарушением и требует дальнейшего изучения. 

Мы можем закрепить данное обоснование и ознакомиться с перечнем заключенных договоров на листе “Детализация по договорам”. Для облегчения дальнейшей работы в базе знаний сайта представлены шаблоны обращений по данному нарушению. 

Дальнейшая работа предполагает знакомство с содержанием статьи 39. Давайте разберем еще 2 кейса некорректного использования обоснований. Каждый из них требует изучения текста обоснования.

К примеру: 

Осуществление закупок из одного источника с нарушением условий обоснования по пп. 42 ст. 39

“42) приобретения аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает трехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;”

В рамках данного обоснования можно выделить 2 возможных нарушения:

  1. приобретение однородных товаров, работ, услуг с годовым объемов превышающим 3000 МРП.

Для выявления подобных нарушений с использованием модуля необходимо:

  1. Открыть лист “Закупки не конкурентным методом” в рамках которого выбрать обоснование по пп 42. и текущий год;
  2. Открыть “Таблицу пунктов плана” и скачать данные для дальнейшей обработки;
  3. В рамках выгрузки провести оценку наличия планов по одинаковым ЕНСТРУ на сумму свыше 3000 МРП. 

2. использование данного обоснования заказчиками кроме аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

Для выявления подобных нарушений с использованием модуля необходимо:

  1. Открыть лист “Закупки не конкурентным методом” в рамках которого выбрать обоснование по пп 42. и текущем году;
  2. Открыть “Список заказчиков” и проверить список на наличие заказчиков не относящихся к аппаратам акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
  3. Полезно применение фильтрации по администраторам бюджетной программы для  быстрого выявления потенциальных нарушителей. сокращение 

Закупки любых работ, кроме работ по корректировке предпроектной или проектно-сметной документации у лица, разработавшего данную документацию, способом из одного источника путем прямого заключения договора на основании пп.3) п.3. ст. 39 является прямым нарушением закона о госзакупках.

В рамках использования публичного модуля выявление данного нарушения требует изучения планов закупок организаций для выявления закупок планируемых из одного источника путем прямого заключения договора.

Получение доступа к данным необходимым для анализа возможно через:

  1. Поставить фильтрацию на “Вид ТРУ” по работам, “Способ закупки” из одного источника с обоснованием по пп. 3 п. 3; 
  2. Провести оценку результатов на наличие работ кроме корректировки предпроектной или проектно-сметной документации;

В рамках текущего кейса мы изучили, как использовать модуль для выявления прямых нарушений законодательства.