Все типы нарушений

Создание видимости конкуренции

На этапе квалификационного отбора заявок потенциальных поставщиков заказчик не допускает “лишние” компании. При этом к подаче ценовых предложений допускаются 2 или более управляемые компании. Здесь имеет место сговор между несколькими компаниями и заказчиком для создания видимости конкуренции. При этом, компании могут быть аффилированы между собой, либо находится в сговоре. Один из характерных признаков — это низкая экономия по результатам конкурса, ценовое предложение победителя как правило близко к начальной цене закупки.

Для выявления подобных рисковых закупок необходимо собрать данные по закупкам, в которых: 

  • Различия между плановой ценой и ценой в рамках заявки победителя менее 1% (возможно изменение диапазона анализа);
  • Для создания имитации конкуренции используются технические конкуренты. Данный вид компаний подает большое кол-во заявок, которые изначально представлены с целью проиграть закупку компании — партнеру. В качестве критерия определения технического конкурента предлагается (больше 15 заявок и больше 95% проигрышей). Если анализируемая компания часто участвует в закупках с техническим конкурентом, то возможно наличие факта имитации конкуренции.
  • В отличие от Топ проигравших, применение ротационных побед предполагает, что каждый из участников сговора хочет побед, но при этом определена стратегия, в которой они отдают победы в одних конкурсах, чтобы получить победу в других. Учитывая, что каждый из них печется о своей выгоде, то в среднем доля рынка при длительном периоде применения такой стратегии не меняется. Необходимо рассчитывать данные по доле в рамках определенных рынков и выявлять те, в которых изменения не происходят.
Ответственные институции

Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

010000, г. Астана, пр. Мәңгілік ел 8, Дом министерств, 1 подъезд, k.kense.azrk@azrk.gov.kz

gov.kz/memleket/entities/zk?lang=ru

Комитет внутреннего государственного аудита МФ РК (КВГА)

Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о госзакупках, в том числе камеральный контроль

010000, г. Астана, пр. Жеңіс, 11

gov.kz/memleket/entities/kvga/about/structure/departments/leadership/1188/1?lang=ru

Департаменты внутреннего государственного аудита регионов РК

Территориальные подразделения Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан

Проведение плановых аудитов на местах

010000, г. Астана, пр. Жеңіс, 11

gov.kz/memleket/entities/kvga/about/structure/100/1?lang=ru

Генеральная прокуратура

010000, Астана, проспект Мәңгілік Ел, 14, press@prokuror.kz

gov.kz/memleket/entities/prokuror/contacts?lang=ru

Шаблоны для оспаривания

Общий шаблон по рискам

Примеры закупок

Сговор поставщиков

“Установлено, что ТОО "АБК-Автодор НС" и ТОО "Казахдорстрой" принимали участие в государственных закупках, один из которых создавал другому мнимую конкуренцию для признания закупок состоявшимися по максимально возможной цене", - говорится в сообщении.”