Вся База знаний

Риски заказчиков и поставщиков социальных услуг по гос.соц. заказу

в соавторстве с экспертом Гульбаршин Карабалиной

В Казахстане Указом Президента РК в 2014 г. была принята антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы. В феврале 2022 г. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в обновлённой Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 — 2026 годы отметил, что Казахстан нацелен на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания и приоритету превентивных мер. Одним из коррупционных рисков в государственном секторе является слабая заинтересованность государственных органов в устранении предпосылок коррупции, выявляемых в рамках внешнего анализа. Наряду с этим отсутствует эффективный механизм реагирования по принципу «регион — центр» на выявленные риски внутриотраслевой системы государственного управления. Пассивность властных структур, особенно со стороны уполномоченных на борьбу с казнокрадством, в вопросах противодействия коррупции не позволяет рассчитывать на реальное снижение уровня личного обогащения в стране.

Данное исследование подготовлено в рамках программы Школы прикладных исследований (PRS) под эгидой проекта Социальных инноваций в Центральной Азии (SICA), финансируемого USAID, и проводимого Фондом Евразия вместе с Партнерством по Открытым Контрактам (OCP) и на примере участия Частного Фонда «Қорғау – Астана» в государственных закупках по государственному социальному заказу расскажет о проблематике этой сферы в контексте «готовности» Республиканского Государственного Учреждения (РГУ) «Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы)» соблюдать  приоритеты превентивных мер официальной антикоррупционной политики. Публикация рассчитана на привлечение внимания заинтересованных государственных органов к пассивности лиц, принимающих решения, в реализации антикоррупционной политики и широкой аудитории для разъяснения недостаточности и половинчатости законодательных изменений, вносимых в Закон о гос.закупках в текущем 2022 году. Основным и достоверным источником информации предлагаемого исследования являются открытые данные электронного портала «Государственные закупки Республики Казахстан», официальные документы, предоставленные общественным объединением «Центр развития и социальной помощи населению «Мой дом» г. Темиртау, статьи в интернет-изданиях и информационные посты о деятельности ЧФ «Қорғау – Астана» на аккаунте организации в социальной сети Facebook.

Государственный социальный заказ о предоставлении услуг неправительственным сектором – это форма реализации социальных программ, социальных проектов, направленных на решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней, обеспеченных за счет бюджетных средств, посредством заключения договора на осуществление государственного социального заказа. Является одним из эффективных и классических механизмов взаимодействия государства и НПО, в Казахстане реализуется с 2003 года.

Государственные закупки в Республике Казахстан осуществляются следующими способами: конкурентными – через проведение конкурса, на аукционах, путём запроса ценовых предложений, через товарные биржи, и с 1 января 2022 г. через электронный магазин. И не конкурентный способ осуществления государственных закупок, доминирующий в Казахстане – это закупки из одного источника. К примеру: на 25.05.2022 г. из одного источника путём прямого заключения договора в 2022 финансовом году заключено 212257 договоров, из них по закупке работ – 12246, по закупке товаров – 26702, по закупке услуг – 173309 договоров. Из одного источника по несостоявшимся закупкам в 2022 г. заключено 176635 договоров, из них по закупке работ – 7992, по закупке товаров – 90686, по закупке услуг – 77957 договоров. Открытым конкурсом с сохранением обозначенных параметров, заключено 31193 договоров, из них приобретено товаров – 5030, работ – 10814 и услуг – 15349. Анализ открытых данных показал, что способом из одного источника заключено 251 266 договоров по государственному социальному заказу, или на 96 % больше, чем способом проведения конкурса.

Таблица госзакупок услуг, зарегистрированных в 2022 г.

(по состоянию на 26.05.2022 г.)

Способ закупкиЗаключено договоров, шт.Процент от общего числа закупки услуг
по гос. соц. заказу6870,18
запрос ценовых предложений9478524,94
открытый конкурс154764,07
через товарные биржи10
конкурс с предварительным квалификационным отбором1300,03
конкурс по приобретению услуг по организации питания воспитанников и обучающихся16770,44
тендер1100,03
конкурс с применением специального порядка1570,04
запрос ценовых предложений (не ГЗ new)2200,06
договор на услуги государственного образовательного заказа79522,09
из одного источника по несостоявшимся закупкам7850020,65
из одного источника путём прямого заключения договора17399045,77
из одного источника путем прямого заключения договора (не ГЗ)7050,19
из одного источника по несостоявшимся закупкам, не ГЗ1860,05
из одного источника путем прямого заключения договора по питанию обучающихся55091,46
Всего380 085100 %

Графический способ предоставления данных 6 наиболее крупных способов закупки поможет сравнить объёмы осуществлённых закупок услуг на 2022 финансовый год.

Несмотря на то, что не конкурентный способ осуществления государственных закупок превалирует в Казахстане, и не только при закупке услуг, с 16 января 2021 года основания осуществления государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о гос.закупках дополнились еще одним пунктом. Прямое заключение договора о гос.закупках стало возможным при приобретении товаров у юридического лица, заключившего соглашение об инвестициях, в соответствии со статьей 295-2 Предпринимательского кодекса РК. Не является ли это дополнительной возможностью для поставщика уйти от возможной конкуренции? 

Частный Фонд «Қорғау – Астана» БИН 090340006550, зарегистрирован на юридический адрес в г. Нур-Султан, образован в 2009 г. Директор – Рыль Анна Игоревна, является также директором частного учреждения (ЧУ) «Центр временного проживания жертв торговли людьми «КӨмек» БИН 100140005301, зарегистрированного в г. Астане в 2010 г. и учреждения «Центр социально-психологической, правовой поддержки несовершеннолетних лиц «Шанс» Алматинской области», БИН 190140009083, зарегистрированного в г. Талдыкорган в 2019 г. В текущем, 2022 г. ЧФ «Қорғау – Астана» на 22.05.2022 г. по количеству заключенных договоров (6) на сумму 144 218 363.42 тенге занимает 17 место в ТОП 100 поставщиков по государственному социальному заказу. Начиная с 2016 г. этой неправительственной организацией в рамках государственного социального заказа из одного источника по несостоявшимся закупкам заключено 9 договоров, из одного источника путем прямого заключения договора (основной договор) – 16, по которым принимались дополнительные соглашения об изменении суммы договора 7 раз. Для чего требуется применение доп. соглашений мы и попробуем разобраться.

Так, сумма по предоставлению специальных социальных услуг жертвам бытового насилия в рамках государственного социального заказа по договору с ГУ «Отдел занятости и социальных программ Целиноградского района» от 25.02.2022 г. снизилась почти на 82 % с запланированной суммы 11 825 000.00 тенге до 2 114 365.00 тенге. Причем, за период февраль-апрель т.г. оплата за предоставление услуг в соответствии с заключенным доп. соглашением между сторонами осуществлена в размере 3 194 925.00 тенге. Разница между ценой договора и оплатой услуг составляет 1 080 560.00 тенге.

Аналогичная ситуация складывалась и в 2021 финансовом году с этим же заказчиком государственного социального заказа. Если в основном договоре фактическая сумма договора снизилась на ¾ с 10 000 000.00 тенге до 2 500 000.00 тенге, то согласно заключённому 12.05.2021 г. доп. соглашению поставщик получил за проделанную работу 8 000 000.00 тенге. 

В соответствии с доп. соглашением, заключенным из одного источника путем прямого заключения договора 21.01.2022 с ГУ «Управление занятости и социальной защиты города Нур-Султан» сумма договора по доп. соглашению уменьшилась на 64 % с 44 096 000.00 тенге до 15 917 728.00 тенге. Общая же сумма договора, указанная в основном документе, составляет 14 461 000.00 тенге. Особенностью данной закупки является многолетний характер предоставления услуг – 3 года до 31.12.2022 г., однако согласно актов оплаты закупаемых услуг вся сумма доп. соглашения выплачена поставщику услуг за период 2021 г. —  март 2022 г. Кроме того, в разделе оплаты сумма составляет уже 44 192 000.00 тенге. Аванс: 2 892 200.00 тенге и оплаченная досрочно? сумма: 14 461 000.00 тенге.

Подобное дополнительное соглашение заключалось ещё с одним заказчиком — ГУ «Отдел занятости и социальных программ города Кокшетау». По аналогии сумма по дополнительному соглашению на 2020 финансовый год уменьшается на 40 % с 14 509 000.00 тенге до 8 606 000.00 тенге. Выплаченная 14.12.2020 г. поставщику услуг сумма составляет 8 606 000.00 тенге, однако, фактическая дата исполнения договора – 15.12.2020 г. при планируемом сроке действия договора до 31 декабря. Так же, непонятны мотивы сроков заключения дополнительного соглашения, которое после подписанного 29.06.2020 г. основного договора начало действовать с 23.09.2020 г. Чехарда с цифрами наглядно видна при рассмотрении основного договора. Общая фактическая сумма основного договора составляет 3 295 034.20 тенге, оплачено поставщику услуг на сумму 8 606 000.00 тенге. Разница между этими цифрами составляет 5 310 965.80 тенге.

Не менее интересно обратить внимание на документы, заключенные в рамках предоставления услуг по социальной помощи с обеспечением проживания взрослых для ГУ «Отдел занятости и социальных программ города Кокшетау» на 2019 год. Электронные акты оплаты поставщику отсутствуют, значит фактический способ осуществления закупки — из одного источника путем прямого заключения договора не оправдал ожиданий заказчика. Срок действия договора по доп. соглашению – до 31.12.2019 г., по основному договору – 25.12.2019 г., планируемая дата исполнения – 20.10.2019 г., в итоге договор расторгнут по соглашению сторон 11.10.2019 г., в день заключения дополнительного соглашения. Сведения о том, какая из двух сторон стала инициатором расторжения договора являются конфиденциальной информацией и в открытых источниках не распространяются. 

Можно обозначить выявленные проблемы механизма госзаказа, свидетельствующие о коррупционных проявлениях со стороны заказчика:

— доминирование закупки из одного источника, 

— благосклонность к конкретным поставщикам, повторность заключения договоров на протяжении ряда лет,

— системный, но при этом хаотический пересмотр договоров с заключением дополнительных соглашений, что свидетельствует о слабом администрировании договоров и собственно слабом планировании закупок,

— неизменная практика уменьшения стоимости уже заключенных договоров. Так, вице-министр финансов Даурен Кенбеил в интервью LS сообщил, что госорганы закладывают в гос.закупки запас денег на «откаты».

Проверим выдвинутую гипотезу о коррупционных рисках заказчиков услуг на примере Государственного Учреждения «Управление занятости и социальной защиты города Нур-Султан» БИН 921140000334, зарегистрированного 06.05.2008 г. Руководитель – Скуб Илья Васильевич.

В 2022 г. заказчиком осуществлено 75 закупок, в т.ч. товаров – 16, работ – 1 (работы по изготовлению карточек с магнитной полосой на сумму 22.400 тенге), услуг – 58, из них с заключением доп. соглашения – 15, 14 из которых по способу закупки — из одного источника путем прямого заключения договора и 1 закупка по государственному социальному заказу с Общественным фондом «Реабилитационных технологий и концепций». На 29.05.2022 г. действует 9 договоров с поставщиками по доп. соглашениям. 

Рассмотрим наиболее интересную, из имеющейся в открытом доступе, информацию, по заключённым ГУ дополнительным договорам с предметом закупки — услуги.

Для предоставления специальных социальных услуг престарелым гражданам и инвалидам І, ІІ групп в условиях стационара и в условиях ухода на дому города Нур-Султан заказчик заключил два доп. соглашения с Государственным коммунальным казенным предприятием «Центр социального обслуживания «Шарапат» акимата города Нур-Султан. Оба доп. соглашения также изменены, по которым выплачены суммы 301 062 559.00 тенге (номер договора 921140000334/220017/02) и 145 196 000.00 тенге (номер договора 921140000334/220018/02), причём в основном договоре (номер договора 921140000334/220018/00) общая фактическая сумма договора не проставлена, а общая итоговая сумма договора указана в размере 435 409 500.00 тенге. Разница между сложением двух сумм оплат и общей фактической суммы основного договора даёт результат в 10 849 059 тенге. 

По доп. соглашению от 31.03.2022 г. номер договора 921140000334/220052/01 с Корпоративным фондом «Астана» общественного объединения «Казахское общество слепых» БИН 110240019783, оказывающим услуги по перевозке инвалидов 1 группы по зрению города Нур-Султан, в рамках государственного социального заказа оплачено 16 050 520.00 тенге при общей фактической сумме договора — 7 276 200.00 тенге. Доп. соглашение заключено 31.03.2022 г. С этим же поставщиком услуг дополнительный договор № 921140000334/220024/01 от 25.05.2022 г. расторгнут с разницей в один день, по которому выплачена сумма 14 349 658.00 тенге. Повторяем сложение выплат и минусуем фактическую сумму основного договора, что даёт сумму в 23 123 978.00 тенге.

ГУ заключает с ОФ «Erekshe Analar» договор о предоставлении специальных социальных услуг детям-инвалидам до 18 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях полустационара города Нур-Султан, в рамках гос.соц.заказа, в котором  при итоговой сумме договора  84 875 850.00 тенге, общая фактическая сумма основного договора снижается до 28 102 950.00 тенге, а по дополнительному соглашению № 921140000334/220027/01 оплачено 39 596 850.00 тенге. Вычитая от суммы оплаты цену договора имеем разницу в 11 493 900.00 тенге.

С ОО «Объединение родителей детей с аутизмом города Астаны «ОРДА» предоставляющим специальные социальные услуги детям-инвалидам до 18 лет с психоневрологическими патологиями (расстройство аутистического спектра) в условиях ухода на дому по городу Нур-Султан заказчиком заключено доп. соглашение и при общей фактической сумме основного договора 24 409 789.00 тенге, по доп. соглашению оплачено 11.05.2022 г. 34 386 798.00 тенге при статусе договора — действующий. Пока разница цифр составляет около 10 000 000.00 тенге.

Между ТОО «ITS», оказывающим услуги по системно-техническому обслуживанию системы управления электронной очереди, и заказчиком заключено доп. соглашение №921140000334/220008/01 от 29.04.2022, согласно которому акты об оплате услуг утверждались заказчиком и в феврале, и в марте, и 01.04.2022 г., фактически до заключения договора. При общей фактической сумме доп. соглашения 188 475.00 тенге, уже выплачено 251 300.00 тенге. Общая фактическая сумма, указанная в основном договоре — 125 650.00 тенге.

С Общественным фондом «Реабилитационных технологий и концепций», предоставляющим услуги по социальной реабилитации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, в рамках государственного социального заказа, дополнительное соглашение № 921140000334/220076/01 заключено 19.05.2022 г., однако акт оплаты в сумме 706 195.00 тенге зарегистрирован 17.05.2022 г., то есть на 2 дня раньше заключения договора. Статус договора – действующий.

Общественному Объединению «НПК РК», оказывающему услуги по перевозке детей-инвалидов (до 18 лет) города Нур-Султан, передвигающихся на кресло-колясках, в рамках гос.соц.заказа по доп. соглашению № 921140000334/220025/01 заказчиком выплачено 3 109 528.00 тенге и по второму доп. соглашению № 921140000334/220025/023 эта же сумма выплачена этими же платежами от 11.02.2022 г. и 09.03.2022 г. Второе доп. соглашение расторгнуто по соглашению сторон 28.04.2022 г. Дата заключения договора – 20.04.2022 г. Во втором доп. соглашении основным договором указано первое доп. соглашение за № 921140000334/220025/01, что возможно и стало причиной расторжения повторного доп. соглашения. Общая фактическая сумма на оказание услуг в основном договоре с ОО «НПК РК» не указана.

ТОО «Хозяйственное управление Астаны», оказывающему услуги по аренде офисных помещений оплата услуг осуществляется двумя ежемесячными суммами оплаты в один день и в мае, и в марте, и в феврале. 14 027 472.79 тенге – это фактическая сумма и основного договора, и доп. соглашения, а 21 018 236.99 тенге – это сумма оплаты по актам. Разница составляет 6 990 764,20 тенге.

В 2021 финансовом году ГУ «Управление занятости и социальной защиты города Нур-Султан» осуществлено 87 закупок, из них 2 закупки товаров, 2 закупки работ и 83 закупки услуг, по которым заключено 30 доп. соглашений, в том числе и с ГККП «Центр социального обслуживания «Шарапат» акимата города Нур-Султан, а 26 договоров по способу закупки — из одного источника путем прямого заключения договора с последующим заключением доп. соглашений.

Далее рассмотрим бездействие борцов с коррупцией и системные ошибки на этапе определения победителя государственных закупок. ГУ «Отдел занятости и социальных программ г. Темиртау» 16.02.2022 г. объявил конкурс «Услуги по оказанию социальной помощи с обеспечением проживания женщин и детей, подвергнувшихся бытовому насилию» за № 6913565-1, лот № 47533106-ГСЗ2. ОО «Центр развития и социальной помощи населению «Мой дом» принял участие в данном конкурсе. По итогам 2 этапа конкурса победителем определён ЧФ «Қорғау Астана». ОО «Мой дом» подаёт жалобу в РГУ «Департамент внутреннего государственного аудита по Карагандинской области Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан» на решение Конкурсной Комиссии и пересмотре Протокола об итогах государственных закупок услуг, предусмотренных государственным социальным заказом, в части допуска и признания победителя закупок, в которой указывает существенные несоответствия потенциального поставщика услуг требованиям технической спецификации заказчика, наиболее существенные из которых — не регистрация в правовом кадастре договора аренды помещения для оказания услуг, фактически отсутствие документа о регистрации обременения прав на недвижимое имущество, а также отсутствие договорённости с арендодателем о прописке услугополучателей. Это деяния, противоречащие нормам действующего законодательства РК, не дающие возможности потенциальному поставщику выполнять гос. соц. заказ в полном объёме, в соответствии с тех. спецификацией. Кроме того, поднимался вопрос о неправомочности документов ЧФ «Қорғау Астана», представленных Конкурсной комиссии. В поступившем ответе на жалобу по существу, не даны разъяснения ни по одной претензии. ОО «Мой дом» обратился в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан и получил ответ о том, что ведомство согласно с ответом областного Департамента.

На направленную в РГУ ««Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба)» жалобу ОО «Центр развития и социальной помощи населению «Мой дом» получил ответ из областного подразделения с отпиской о том, что в сообщении отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, о существенном вреде, подтверждённого актами проверок, ревизий, аудита и орган расследования, в соответствии с нормами уголовно-процессуального права, не усматривает достаточности данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения. 

Таким образом, одним из главных рисков потенциального поставщика услуг на стадии определения победителя по государственному социальному заказу, который может быть коррупционным со стороны гос. органов, является риск утратить возможность исполнения заказа в отсутствие надежного механизма обжалования процесса и результатов конкурса, в соответствии с требованиями законодательства.

Хочется обратить внимание заказчиков, организаторов государственных закупок, уполномоченных органов либо органов государственного финансового контроля на тот факт, что предоставленная потенциальным поставщиком информация проверяется на достоверность на любой стадии осуществления государственных закупок, а квалификационные требования, прописанные в тех.спецификации, установленные Законом о государственном социальном заказе, распространяются также на физических лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок. Эти нормы Закона можно применить после анализа конкурсной документации по закупкам ЧФ «Қорғау Астана», заключённым в 2022 г. Поставщик услуг заключил договоры с государственными учреждениями Бурабайского района Акмолинской области, городов Темиртау, Караганды, Жезказган, Осакаровского района Карагандинской области, Экибастуза Павлодарской области. При подаче конкурсных заявок на реализацию гос. соц. заказа во всех указанных населенных пунктах, как правило, заявлялись одни и те же специалисты: юрист, психолог, социальный работник, др., а большие расстояния между населёнными пунктами не подразумевают возможность их работы по предоставлению услуг во всех закупках поставщика. Поэтому, возможна ситуация или риск заказчика, когда в отдалённой местности заявленные квалификационные требования специалиста (опыт и квалификация специалистов, привлекаемых к реализации социального проекта) не соответствуют действительности, либо бенефициарам, вообще, не оказываются квалифицированные социальные услуги.

Обозначим выявленные проблемы механизма госзаказа, свидетельствующие о коррупционных проявлениях со стороны поставщика услуг – это предоставление на этапе подачи заявок информации о наличии у поставщика надлежащих ресурсов и персонала, не уместной для реализации множества договоров. 

Помните график, на котором мы увидели, что суммы выплат превышают фактические суммы основного договора, и общие фактические суммы в договоре уменьшаются от 80 до 40 % от размера общей суммы договора по итогам закупки? Неужели планировалась завышенная сумма на предоставление социальных услуг населению, а поставщик почти задаром реализует государственный социальный заказ?  Ответ можно найти в социальных сетях частного фонда «Қорғау Астана» на страничке Facebook. Руководитель организации сердечно благодарит сообщество жен дипломатов Казахстана за переданную сумму в размере 165 976 тенге. Благодаря чему организация приобрела продукты питания для двух приютов Осакаровки и Караганды (стилистика автора). С этой же суммы приобретено 10 мешков муки для приюта Жезказгана, в котором женщины пекут хлеб сами. Так же, при поддержке ассоциации в январе месяце ЧФ «Қорғау Астана» приобрёл уголь для приюта в Осакаровке. 

Кроме того, организация заботится об уюте своих бенефициаров, и для его улучшения призывает казахстанцев помочь в приобретении ковров, ковровых дорожек, штор, тюли, одеял, и вообще, будут рады любой помощи! Такое объявление также размещено на сайте организации. И граждане откликаются, о чём фонд с благодарностью информирует подписчиков. Телефон для пожертвования на счёт фонда указан и в шапке профиля организации на страничке в Instagram.

Но и это ещё не всё. В 2017 г. ЧФ «Қорғау Астана» реализовывал 3 государственных социальных заказа, из которых два заключены по договорам из одного источника по несостоявшимся закупкам в г. Нур-Султан. Предмет договора одного из грантов — предоставление услуг психологической поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Исполненная сумма договоров – 14 540 000.00 тенге. Кроме того, в период с 01.04.2017 г. по 20.11.2017 г. фонд реализует социальный проект в рамках гранта* НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» «Организация деятельности служб по профилактике насилия в отношении женщин и девочек». Общая сумма средств, выделенных на реализацию гранта составляет 2 000 000.00 тенге. Предметы договора по гос. соц. заказу и гранту несомненно разные, но содержание предоставляемых одним и тем же бенефициарам одних и тех же услуг от названия не меняется. 

*Гранты – это средства, предоставляемые НПО в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы. Грантовое финансирование – улучшенная форма реализации государством совместных проектов с НПО, в Казахстане реализуется с 2016 года.

На основании анализа данных, приведенных в исследовании, и указанных рисков заказчиков и поставщиков социальных услуг по гос.соц. заказу, предлагается ряд действий, в том числе и для внесения изменений в действующее законодательство:  

  • Возможное решение проблем доминирования закупки из одного источника по гос. соц. заказу – это внесение изменений в Закон N 36 Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан» об исключении возможности заключения договора из одного источника, либо установление лимита для потенциальных поставщиков к участию в госзакупках. 

С похожим предложением выступило Министерство финансов РК, которое предлагает запретить одним и тем же компаниям побеждать в тендерах на госзакупки, передает LS. «Для исключения монополизации строительного рынка и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса предлагается установление лимита для потенциальных поставщиков к участию в госзакупках. То есть исключение фактов определения победителями одних и тех же компаний», – сказал вице-министр финансов Даурен Кенбеил.

  • С целью устранения причин для пересмотра договоров и возможности заключения дополнительных соглашений, необходимо ограничить возможность и частоту внесения изменений в основной договор с обязательным опубликованием причин внесения изменений в договор и инициатора изменений.
  • Для искоренения практики уменьшения стоимости уже заключенных договоров, что сказывается на авторитете госсоцзаказа в стране, необходимо разработать и утвердить унифицированную методику рассчета ожидаемой стоимости закупок по госсоцзаказу.
  • Для создания надежного механизма обжалования процесса и результатов конкурса по гос.соц.заказу, в частности в отсутствие отдельного специального органа обжалования процедур госзакупок, который мог бы немедленно реагировать для исправления ошибок и нарушений, необходимо предусмотреть в законе независимое, не подчиняющееся как единому организатору государственных закупок, так и уполномоченному органу в сфере государственных закупок, ведомство и процедуру обжалования идущих процедур закупок прямо во время их проведения.

Так, Владимир Тарнай, менеджер OCP по Восточной Европе и Центральной Азии, на примере бизнес структур рассказал Orda.kz о том, что стоило бы улучшить в системе госзакупок Казахстана. Эксперт объясняет, что независимое обжалование важно для бизнеса. «Обжалование полезно тем, что оно поможет увидеть «нездоровые хотелки заказчика». У бизнеса должна быть возможность обратиться к органу обжалования и сказать, что требование заказчика не здравое», – отмечает В. Тарнай.

А Председатель попечительского совета Transparency Kazakhstan Айдар Егеубаев входящий с состав общественников, с кем Антикор в сентябре 2021 года обсуждал новую концепцию антикоррупционной политики, рассказал Orda.kz о том, что чиновник, который должен ловить коррупционера, не реагирует на сигналы, потому что он считает, что это не даёт ему оперативной информации для начала расследования. Эксперт считает, что если после идеологических заявлений будут идти конкретные шаги, то это будет работать. «Пока у нас есть только риторика, что коррупция – это плохо, но в реальности мы видим, что у государства и правоохранительных органов высокая терпимость к коррупции».

  • С целью исключения возможности недостоверности заявленной участником конкурса информации о наличии у него надлежащих ресурсов и персонала, соответствующих техспецификации — предусмотреть обязанность победителя процедуры закупки подтверждать заявленные им данные перед подписанием договора, либо расторгать договоры в случае привлечения специалистов, не соответствующих квалификационным требованиям тех спецификации заказчика.
  • С целью исключения конфликта интересов и введения этики осуществления деятельности подрядчиков услуг госсоцзаказа, в Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года N 36  «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан» необходимо внести раздел Этический Кодекс для неправительственных организаций, финансируемых государством за счет бюджетных средств, где обозначить этические нормы в финансовой деятельности НПО, поставив под запрет возможность одновременного освоения бюджетных средств некоммерческими структурами за счёт различных источников. 
C:\Users\Светлана\Desktop\театр Данила\Doc1.jpg

Вице-министр финансов РК Даурен Кенбеил также озвучил меры правового решения проблемных вопросов при реализации государственных закупок, предпринимаемые со стороны государства: «Для стимулирования первых руководителей госорганов в проведении честных и открытых госзакупок, предлагается оценивать их работу путем внедрения ключевых показателей эффективности их деятельности», – предложил вице-министр. В частности, по его словам, оценка должна производиться по таким параметрам, как доля одного источника, количество нарушений, доля экономии, соотношение несостоявшихся закупок, количество отмененных закупок и т.д. 

В юридической литературе все чаще встречается утверждение, что коррупция — явление социальное, и потому не поддается правовому воздействию. Ведь, как утверждал бывший канцлер Германии Бисмарк: «С плохими законами еще можно управлять государством, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы». Коррупция проникает во все сферы деятельности человека: искажает политическую, социальную жизнь, тормозит экономический рост, подрывает основы демократии и доверие граждан к государственным органам.

Для того, чтобы уровень коррупции начал снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно. Социальная сплоченность предполагает активное участие населения в решении актуальных проблем. Мало лишь улучшать законы. Все государственные чиновники, причастные, напрямую или косвенно, к государственным закупкам, должны понимать, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития страны в долгосрочной перспективе, особенно если дело касается бюджетных, народных средств, и формирует недоверие населения к власти. 

Возможно, выводы исследования заинтересуют компетентные органы и помогут в минимизации уровня коррупции в системе государственных закупок в Республике Казахстан.