Все публикации

Ожидания и Реальность закона о госзакупках

13 ноября 2023 года в Мажилисе РК прошла презентация проекта закона о госзакупках  Вице-министром финансов Республики Казахстан — Кеңбеил Даурен Маратұлы. 

Наши  вопросы по презентации закона о госзакупках:  

💰 1 сентября 2022 года Глава Государства К.Ж.Токаев поручил Правительству объединение двух Платформ закупок  на одной Платформе (закупки госорганов и госорганизаций с закупками квазигоссектора,  а именно Самрук-Казына). Прошло больше года, до сих пор общественности не предоставлена дорожная карта со сроками по переходу на единую Платформу закупок. 

  • Какая работа проведена  и какие решения предлагаются? Кто даст четкий ответ? 
  • Почему гоорганы не поднимают вопрос о едином регулировании всех закупок гос и квазигоссектора?    

💰 МФ РК хочет автоматизировать полностью систему госзакупок с внедрением рейтингово-балльной системы. Один из депутатов спросил не приведет ли эта система к монополизации рынка? 

Отметим, что данная система УЖЕ ВНЕДРЕНА для выбора победителей строительных контрактов и решения этой автоматизированной системы НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЖАЛОВАНИЮ

  • Кто считает рейтинги? Не будет ли способствовать коррупционным схемам? Если подсчетом занимается человек, то данная концепция не может полностью исключить коррупционные риски. 
  • Какие есть механизмы противодействия этому потенциальному риску?
  • Будут ли учитываться при рейтингах итоги мониторинга предыдущих закупок, выявленных нарушений и несоответствия в работе? Например, если у Поставщика выявлено, что построенные им дороги разрушаются и не выдерживают гарантийный срок, то рейтинг такого поставщика должен уменьшаться с учетом таких нарушений. 

💰 Депутаты подняли очень важный вопрос об ответственности Госзаказчиков за нарушения в госзакупках. В связи с этим,  обращаем ваше внимание, что повышение ответственности госзаказчиков требует ответственности МФ РК к профессионализму госслужащих. 

Разработчики Законопроекта не учел в новой версии проекта закона требования к профессионализации госзакупщиков, что является эффективным инструментов в борьбе с коррупцией.   

💰 Прозвучал комментарий представителя бизнес-ассоциации о том, что недопустим рамочный формат закона, где основные принципы проведения и работы госзакупок будут прописаны в  подзаконных актах госорганов. 

Это может привести к серьезному падению качества работ, который мы видим на следующем примере общественного мониторинга госзакупок по ремонту дорог. 

Приказ Председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК от 21 декабря 2018 года № 131 “Рекомендации по назначению межремонтных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог, в том числе обстановки пути после строительства, реконструкции, капитального, среднего и текущего ремонта”. 

Данный приказ дает рекомендательный характер по гарантийным срокам по ремонту и строительству дорог. При этом, есть вопиющие факты, когда при текущем ремонте дорог установлен нулевой гарантийный срок при много миллионных контрактах!  

Также, когда  одно министерство вводит определенные понятия (текущий, средний ремонт) и при этом отсутствуют госстандарты качества определения этих работ, то все это приводит к  некачественному выполнению работ.  

Ответ ГАСК ЗКО по экспертизе среднего ремонта дорог:Ввиду отсутствия в отраслевом законодательстве понятия «средний ремонт», отсутствует и обязательное требование по разработке проектной (проектно сметной) документации, подлежащей оценке вневедомственной экспертизы, подачи уведомления о начале СМР в органы государственного архитектурно-строительного контроля, сопровождения авторским и техническим надзорами и декларативной приемки в эксплуатацию. Органы государственного архитектурно-строительного контроля осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» (далее — Закон), Предпринимательского кодекса РК, Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Перечень критериев подпадаемых под государственный контроль приведен в пункте 3 статьи 31-1 Закона. Ввиду отсутствия регламентации в отраслевом законе положения и соответствующих требований к осуществлению «среднего ремонта», данный вид работ не подпадает под государственный контроль и надзор приведенный в Законе”.  

АНАЛИТИКА: Согласно, модулю аналитики госзакупок РК рассмотрим следующие работы по ремонту и строительству дорог (наименование ТРУ): 

  1. Работы строительные по сооружению автомагистралей (кроме надземных), дорог, улиц, дорог автомобильных и пешеходных прочих, полос взлетно-посадочных на аэродромах
  2. Работы по капитально-восстановительному ремонту (КВР)
  3. Работы по реконструкции автомобильной дороги
  4. Работы по ремонту автомобильной дороги
  5. Работы по ремонту пешеходной дороги
  6. Работы по сооружению автомобильной дороги
  7. Работы по сооружению пешеходной дороги
  8. Работы строительные по реконструкции дороги автомобильной
  9. Работы строительные по сооружению дороги автомобильной
  10. Работы по содержанию автомобильной дороги
Работы по ремонту и строительству дорог, согласно перечня выше (10 ТРУ)202120222023
Общая сумма (млрд. тенге)4444771 099
Кол-во договоров (тыс)6,76,177,59
Кол-во лотов (тыс)10,4912,5515,34
Кол-во Заказчиков (тыс)1,011,921,98
Кол-во Поставщиков (тыс)2,582,522,51
При небольшом увеличении количества контрактов, видно что сумма контактов в 2023 году увеличилась в 2,3 раза по сравнению с 2022 годом, на 2,5 раза по сравнению с 2021 годом.
С чем связан такой рост?????

 Согласно здравого смысла, при строительстве или капитальном ремонте дороги должен быть установлен гарантийный срок, в рамках которого любые повреждения должны устраняться за счет поставщика. С учетом этого, возникают вопросы ОТКУДА берутся работы по текущему и среднему ремонту, почему их НЕ ОТРАБАТЫВАЕТ  ТОТ, кто строил/капитально ремонтировал?
Поэтому, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ РАБОТЫ ПО ТЕКУЩЕМУ И СРЕДНЕМУ РЕМОНТУ ДОРОГ в госзакупках, оставить только КАПИТАЛЬНЫЙ ремонт дорог, так как только данный вид работ может быть проверен ГАСК на качество .

💰 Недавно Orda.kz опубликовала новость, что для решения проблем плохих дорог в Казахстане у Евразийского банка развития будет получено финансирование в размере свыше 2 триллионов тенге. При этом на сегодняшний день по текущему, среднему  ремонту  государство на местах не может обеспечить должного качества ремонта дорог и нет гарантии, что полученные средства от ЕБРР будут потрачены эффективно, а не разворованы.

Также обращаем внимание на то, что все контракты по строительству дорог, осуществляемые на средства ЕБРР не будут регулироваться законом о госзакупках согласно о согласно пункта 9 статьи 1 проекта нового закона: 

 “Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением:

9) товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан. Приобретение товаров, работ, услуг в рамках реализации инвестиционных проектов, полностью или частично финансируемых другими зарубежными банками, осуществляется по правилам этих банков при соблюдении в совокупности следующих условий:

  • зарубежный банк имеет долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте не ниже «А-» агентства Standard & Poor’s или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;
  • более пятидесяти процентов финансирования осуществляется зарубежными банками;
  • реализация инвестиционного проекта осуществляется государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними юридическими лицами;
  • реализация инвестиционного проекта не требует государственной гарантии и не влечет обременения имущества заемщика.

Получается, что мы как народ будем выплачивать взятый кредит у Евразийского банка развития, но при этом мы не сможем контролировать закупки, так как все контракты по строительству дорог не будут регулироваться законом о госзакупках!  Это противоречит позиции депутатов Парламента РК, которые требуют от МФ РК прозрачности и возможности гражданского контроля. 

💰 Из проекта Нового Закона исключено требование о том, что при конкурсе на строительные работы, а тем более на EPC контракты, госзаказчик должен разместить на портале госзакупок проектно-сметную документацию (ПСД), что создает непрозрачность для общественного мониторинга цен по которым закупается оборудование и материалы для таких больших проектов. 

У нас вызывает большой вопрос о справедливости стоимости строительства Онкоцентра в Астане, где закуп производиться из одного источника и по которому поставщик победитель — швейцарская компания B&A CONTRACTORS SA получила контрактов с 2019 года на сумму 147 млрд тенге от Министерства Здравоохранения РК. Министерство Здравоохранения не размещает на портале ПСД по неизвестным причинам, нарушая статью текущего Закона о ГЗ. Теперь получается, что с принятием такого Проекта Закона, прозрачность таких мегапроектов, где госзаказ будет размещаться способом из одного источника  станет нормой и очевидно “откатом назад” по повышению прозрачности в госзакупках. Так что если нет ПСД, что может общественность мониторить? 
💰 Руководитель АО “Центр электронных финансов” говорил о применении Искусственного интеллекта при автоматизации госзакупок, а очевидная проблема перевода ПСД из формата pdf в машиночитаемый текст остается незамеченной. Данный перевод этих данных позволил бы применять модули анализа данных с портала госзакупок для сравнительного анализа цен и оказали бы большую поддержку контролирующим госоорганам и общественному мониторингу госзакупок.