Вся База знаний

Законодатели (полисимейкеры): Кейс 3. Проведение анализа эффективности госзакупок в общем по стране, отдельном регионе или рынке

До фактического исполнения задачи давайте сформируем список потенциально интересных тем для изучения:

  • зависимость экономики от системы госзакупок;
  • уровень конкуренции в рамках системы государственного закупок;
  • длительность процессов проведения госзакупок.

Для детального анализа нам необходимо иметь возможность формирования выборки по всей по стране, определенному региону и отрасли. 

Для начала стоит рассмотреть лист “Общий обзор”, в рамках которого представлены ключевые показатели процесса закупок, которые можно использовать для проведения анализа.

Государственные закупки являются элементом всей экономики. Законодателей может интересовать насколько система госзакупок участвует в экономическом развитии. 

При наличии информации по внутреннему валовому продукты или внутреннему региональному продукты можно определить долю объема рынка государственных закупок в рамках экономики страны или отдельного региона.

Если рассматривать показатели “количество закупающих организаций” и “количество поставщиков” в сравнении с данными бизнес регистра, то можно определить вовлеченность действующих предприятий в госзакупках. 

При этом поставщики — это компании участвовавшие в закупках, т.е. не обязательно, что они сгенерировали ценность и получили доход, но если есть необходимость отсечь просто участвовавшие компании, то можно манипулировать фильтрами для выбора победителей или компаний, у которых были какие либо договора. 

В одном из предыдущих кейсов мы анализировали эффекты от изменений в законодательстве, направленных на уменьшение закупок из одного источника и изучили работу листа “Закупки неконкурентным методом”. 

В рамках текущего кейса предлагаю изучить уровень конкуренции и рынок конкурентных закупок.  Для этого ознакомимся с содержанием листа “Конкуренция” в группе аналитика:

  1. Расчеты заранее определенных показателей, которые отражают уровень конкуренции, представлены в верхней части листа. К примеру, мы можем понять, что в целом по республике больше половины всех закупок проводятся конкурентными методами, что на каждого заказчика приходится в среднем .
  2. Диаграмма “Рейтинги” позволяет ранжировать данные по выбранным из выпадающего списка мерам. Давайте посмотрим какой способ закупки пользуется наибольшим интересом у поставщиков. Выбираем измерение «способ закупки» и задаем параметры.
  3. Диаграмма «Рыночная концентрация» позволяет определять доли участия поставщиков на различных рынках. В верхней части представлено отраслевое разделение, тогда как снизу представлено отражение доли участие топ поставщиков. В рамках распределение участников представлена 20, то есть доли топ 19 поставщиков и 20 позиция формирует долю участия всех оставшихся участников.  Чем меньше серая доля, тем большая концентрация рынка среди топ 19 поставщиков.  
  • К примеру, отрасль “услуги по информации и связи” большую часть рынка контролирует АО “Национальные информационные технологии”.  Мы можем закрепить выборку по отрасли и углубится в подотрасли. Как мы увидим, АО “НИТ” активно проявляют себя в  двух подотраслях: «Услуги связи», где занимает порядка половины рынка и “Услуги по компьютерному программированию, консультации и прочее” с долей 15%. В тоже время необходимо понимать, что есть рынке, в которых определенная доминация поставщиков регламентирована Законом. К примеру, АО “Казахтелеком”  является субъектом естественной монополии, а АО “НИТ” создан Правительством в качестве оператора система электронного правительства и включен в реестр субъектов специального права. Мы можем их исключить из выборки, если есть необходимость рассчитать структуру рынка без  подобных компаний. 
  • Важным показателем эффективности проведения закупочных процедур является длительность их проведения и сроки каждого из этапов. Чем дольше времени проходят процедуры, тем больше издержек несет бизнес. На листе “Стадии закупок” можно узнать сколько времени приходится на этапы тендерных процедур в зависимости от того, кто закупает, что покупает и каким методом закупать товары или услуги.

В рамках изучения данного кейса мы рассмотрели потенциально интересные направления анализа, ознакомились с содержанием и методами работы с тематическим листами.