Все публикации

Предложения в новый закон о госзакупках по профессионализации госзакупок

12 июля на Портале Открытых НПА был получен ответ: «Добрый день! Спасибо за комментарий! Ваши предложения приняты к сведению и проект Закона будет доработан с учетом Ваших замечаний» на мое предложение к новому закону о госзакупках:

Текущая формулировка закона о ГЗ не учитывает Концепцию развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года в части реализации профессионализации госслужащего, занятых в сфере госзакупок. В рамках этой Концепции Президент РК жестко требует от Правительства внедрение новой модели  государственного управления, которая  будет основана на принципах «слышащего», эффективного, подотчетного, профессионального и прагматичного государства.

Отсутствие статьи о профессионализации госзакупок  в проекте закона о  ГЗ противоречит задачам развития профессионального госаппарата, поставленным главой государства перед Правительством РК в Концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года (https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000522). 

4.4. Принцип профессионального государства

   Основным условием трансформации государственного управления в сервисно ориентированную модель является наличие у государственного аппарата компетенции и кадрового потенциала, соответствующего высоким стандартам.

   При этом готовность к изменениям должна стать важнейшим принципом каждодневной деятельности всех государственных органов. Это позволит обеспечить постоянный, системный механизм повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности государственного аппарата.

   Государственные органы должны находиться в поиске новых и инновационных решений проблем, а также использовать современные методы оказания услуг.

Очевидно, что прозрачно и эффективно управлять госзакупкой может госслужащий с высокой профессиональной компетенцией в сфере госзакупок. 

В 2022 году в Казахстане было потрачено 5,8 триллионов тенге на госзакупки.  Но вопрос в том, насколько эффективно и честно эти огромные суммы использовались?  С учетом этого, предлагаю преобразовать процесс государственных закупок и сделать его не просто рутиной, а настоящей, важной профессией на  основе самых передовых международных практик. 

Как это должно выглядеть? 

  1. Необходимо установить строгие требования к образованию и профессиональной подготовке тех, кто будет заниматься государственными закупками. Это дело для профессионалов, а не случайных людей. 
  2. Создание специализированных центров  для обучения и переподготовки. Необходимо не просто обучить, но и поддерживать высокий уровень квалификации. Справочно: согласно данным Портала госзакупок в период с  2012 по 2022 год было заключено 1980 договоров с 277 уникальными поставщиками по обучению госзакупкам на сумму свыше 247 млн. тенге. То есть, в стране достаточное количество обучающих организаций. 
  3. Упразднение неясных тендерных комиссий, где не всегда понятно, кто несет ответственность и где всегда существуют риски того,  что  победитель тендера может быть определен заранее. 

Предлагаю,  чтобы каждую государственную закупку проводил высококвалифицированный профессионал, который будет действовать во благо общества, не преследуя личные интересы или участвуя в коррупционных схемах. 

Предлагаю внести новую статью в проект закона ГЗ о профессионализации госзакупщиков в следующей редакции: 

Проект статьи ХХ. О профессионализации государственных закупок: требования, стандарты и принципы обучения»

  1. В целях повышения эффективности и стратегического использования системы государственных закупок в Республике Казахстан, государственные закупки признаются самостоятельной профессией.
  2. Правительство Республики Казахстан должно разработать и принять подзаконные акты и нормативные документы, направленные на формирование и развитие профессионального сообщества специалистов по государственным закупкам. Эти нормативно правовые акты должны устанавливать:
  • требования к высшему образованию и профессиональной подготовке специалистов по государственным закупкам; 
  • механизмы сертификации и аккредитации специалистов по государственным закупкам; 
  • стандарты и кодексы профессиональной этики специалистов по государственным закупкам.

3. В целях обеспечения качественной подготовки специалистов по государственным закупкам Правительство Республике Казахстан:

  • разрабатывает и реализовывает программы обучения, переподготовки и повышения квалификации для специалистов по государственным закупкам; 
  • учреждает специализированные образовательные программы и курсы по государственным закупкам в высших учебных заведениях и других образовательных учреждениях страны; 
  • содействует взаимодействию между профессиональными организациями и образовательными учреждениями в области государственных закупок.

4. Введение профессиональных стандартов, обязательной сертификации и аккредитации специалистов по государственным закупкам должно обеспечить привлечение высококвалифицированных специалистов и повышение эффективности системы государственных закупок.

5. Заказчики, организатор государственных закупок, единый организатор государственных закупок, комиссии, единый оператор в сфере государственных закупок обязаны при проведении государственных закупок привлекать исключительно сертифицированных и аккредитованных специалистов по государственным закупкам.

6. Правительство Республике Казахстан должно обеспечить создание специализированных центров, направленных на повышение квалификации специалистов по государственным закупкам, а также на их обучение по современным методам и лучшим мировым практикам в сфере государственных закупок.

7. Регулярный мониторинг и анализ показателей эффективности профессиональной деятельности специалистов по государственным закупкам, а также системы подготовки и повышения квалификации таких специалистов должны проводиться соответствующими государственными органами, а результаты могут быть использованы для корректировки образовательных и подготовительных программ. Результаты независимого общественного мониторинга государственных закупок, проводимого общественными организациями при координации Антикоррупционной службы Республики Казахстан, также используется в качестве показателя эффективности профессиональной деятельности специалистов по государственным закупкам.

8. Стимулирование развития профессионального сообщества специалистов по государственным закупкам должно осуществляться путем предоставления мотивационных мер в виде грантов, стипендии, премии, а также возможности для профессионального и карьерного роста. 

9. Правительство Республике Казахстан обязано принять все необходимые меры для обеспечения реализации настоящей статьи, в том числе разработки и принятия соответствующих нормативно правовых актов, а также обеспечения финансирования и организационного сопровождения создания специализированных образовательных программ и центров по подготовке специалистов по государственным закупкам.