Вся База знаний
12.12.2023

Оценка систем государственных закупок Республики Казахстан и Акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына»

Краткий обзор

  1. В данном отчете представлены результаты оценки системы государственных закупок Республики Казахстан, с применением Методологии оценки систем закупок (MAPS),1 включающей различные этапы, в том числе процесс подтверждения (валидации). В Казахстане сложилась двойная система закупок, т.е. отдельные системы для а) государственных закупок осуществляемых учреждениями общего государственного управления и б) закупок, осуществляемых Фондом национального благосостояния «Самрук – Казына», на которые приходится большая часть расходов государственных закупок. Проведенная оценка MAPS охватывает две системы. Учитывая особенность системы, оценка MAPS состоит из двух взаимосвязанных частей а) системы государственных закупок и б) системы закупок Самрук-Казына. В отчете о проведенной оценке представлены основные выводы, сильные стороны сложвшихся систем закупок и сохраняющиеся расхождения, а также приводится ряд рекомендаций для решения выявленных сложностей и дальнейшие пути возможного улучшения.
  2. Настоящая оценка с применением обновленной Методологии оценки систем закупок (MAPS) была инициирована в апреле 2018 года по запросу Правительства Республики Казахстан о проведении оценки системы государственных закупок (СГЗ) и системы закупок Фонда национального благосостояния «Самрук – Казына» (СК). Мероприятие реализуется Правительством Республики Казахстан в тесном сотрудничестве с международными партнерами — Всемирным банком, основной партнер, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатским банком развития (АБР) и Исламским банком развития (ИБР).
  3. Оценка MAPS охватывает систему государственных закупок Казахстана, регулируемую Законом «О государственных закупках», принятым в 2015 году и соответствующими правилами, и нормативными актами, с изменениями к Закону от 26 декабря 2018 года, и последующими изменениями в правила и процедуры, которые были введены в действие с января по март 2019 года. Оценка системы закупок СК охватывает отельные действующие правила и положения по закупкам. не охватывает изменения в закупках СК, которые вступят в силу в январе 2020 года, как предусмотрено изменениями к Закону «О фонде национального благосостояния», от 26 декабря 2018 года. Дополнительные пояснения о прогрессе, отмеченные в ходе Круглого стола для подтверждения выводов, были предоствлены СК и доступны в Приложении.
  4. Данный отчет состоит из двух томов: Том 1 – закупки, осуществляемые согласно Закону о государственных закупках (ЗГЗ), и Том 2 – закупки, регулируемые другими правилами и нормативно-правовыми актами, применяемыми к АО «Фонд национального благосостояния «Самрук – Казына» (СК). Такой подход отражает отличительную черту системы закупок в Казахстане, согласно которой разные правила применяются для государственных закупок и для закупок СК. Закупки СК, включая большое количество дочерних компаний, входящих в Холдинг, обеспечивают предоставление важных государственных услуг и составляют наибольшую долю в системе закупок в Казахстане. В связи с этим, концепция оценки MAPS была адаптирована, чтобы провести полноценную оценку MAPS в отношении системы закупок СК, в дополнение к оценке общей системы закупок государственного управления, с целью проанализировать всю систему закупок в стране. В своей заключительной части отчет содержит консолидированные рекомендации, касающиеся общих тем для обеих систем.
  1. Оговорка применяется к некоторым аспектам оценки MAPS Самрук-Казына: из-за отсутствия доступа к информации, команда по оценке не смогла в полном объеме провести оценку а) системы электронных закупок, б) эффективности закупок, в) структуры аудита и контроля, и г) системы апелляции. В то время как руководство Самрук-Казына поддержало проведение оценки MAPS через участие во встречах/интервью и предоставление информации, хотя и ограниченной, представители Самрук-Казына не предоставили доступ к данным о закупках или репрезентативной выборке договоров, несмотря на неоднократные запросы со стороны команды по оценке. Также «Самрук-Казына» не предоставили основополагающие документы или доступ к ним для проведения анализа, таким как правила системы аудита, контроля и апелляций, или доступа к полным функциональным возможностям системы электронных закупок.
  2. В концептуальной записке оценки MAPS предполагался возможный риск, что команда по оценке не будет иметь доступа к необходимым данным и информации. В отчете представлены выводы на основе обзора данных из производных источников, а также интервью. Оценка проводилась по методологии MAPS, и были предприняты все необходимые меры для обеспечения ее точности. Тем не менее, с точки зрения теории применения, оценка может считаться неполной без доступа к данным или существенной части документов о закупках. В результате, команда по оценке рекомендует, чтобы для принятия политических решений, касающихся Самрук-Казына, была проведена дополнительная оценка, которая позволит принимать обоснованные политические решения.
  3. Настоящий Краткий обзор относится полностью ко всей оценке. Первая часть данного Краткого обзора – описательная. Она обобщает основные выводы обоих Томов оценки, предоставляя лаконичный обзор состояния дел в системе закупок Казахстана. Вторая часть Краткого обзора представляет собой структурированный, разбитый по направлениям2 обзор выводов каждого из Томов оценки, включая области для усовершенствования, согласно методологии.

Страновой контекст

  1. Казахстан является девятой по величине страной в мире по площади и самой большой страной, не имеющей выхода к морю. Страна состоит из 14 областей с населением около 18 миллионов человек, в состав которого входят более 125 национальностей, причем наибольшие сегменты составляют казахи и русские, насчитывающие примерно 66% и 20%, соответственно.
  2. В 2010 году Казахстан присоединился к России и Беларуси в создании Таможенного союза в целях повышения притока иностранных инвестиций и улучшения уровня торговли. В 2012 году Таможенный союз трансформировался в Единое экономическое пространство и в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в январе 2015 года. Экспорт Казахстана в страны ЕАЭС увеличился на 30,2% в 2017 году. Импорт из стран ЕАЭС вырос на 24,1%.
  3. Согласно официальным статистическим данным Валовой внутренний продукт (ВВП) Казахстана в 2017 году составил 162,9 млрд. долларов США. Годовые темпы роста ВВП составили 4% в 2017 году. ВВП Казахстана по паритету покупательной способности (ППС) оценивается в 26,490 долларов США (в 2017). ВВП Казахстана на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) оценивается в 26,490 долларов США (в 2017).3
  1. За последние два десятилетия Казахстану удалось реализовать фундаментальные реформы, направленные на построение основ «социально ориентированной рыночной экономики». Казахстан занял 91-е место из 193 стран по Индексу эффективности государственного управления Всемирного банка в 2016 г. и 28-е место в исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса» 2019 г.
  2. Общий объем расходов на государственные закупки составил 21 миллиард долларов США, или 13% от ВВП в 2017 году.4 Из этой суммы, объем государственных закупок, выполненных с применением Закона о государственных закупках, составил 6 млрд.долларов США (или 4% от ВВП), в согласно отчетности на веб – портале государственных закупок. Для сравнения, общие расходы СК, а также расходы на закупки

в 2017 году осуществляемые национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными управляющими компаниями и национальными компаниями, (т.е. прочими субъектами квазигосударственного сектора (СКГС)) оцениваются примерно в 15 миллиардов долларов США (9 % от ВВП), согласно планам государственных закупок, находящимся в открытом доступе. По последним данным, предоставленным СК, объем закупок в 2016 году составил 12 млрд.долл.США (8% от ВВП). Все эти субъекты квазигосударственного сектора (СКГС) руководствовались отдельными правилами и нормативно-правовыми актами по закупкам. В целом, закупки СКГС, большая часть из которых приходится на СК, по оценкам в два раза превышают объем закупок государственного сектора.

  1. Первый Закон о государственных закупках (ЗГЗ) вступил в действие в 1997 году и был основан на принципах ЮНСИТРАЛ 1994 года (UNCITRAL Model Law). С этого момента Правительство Республики Казахстан не прекращало усилий по непрерывному совершенствованию национальной СГЗ и обеспечению соответствия требованиям международных стандартов. Действующий ЗГЗ был принят в 2015 году и существенные изменения и дополнения были приняты 26 декабря 2018 года, вступившие в силу с 1 января 2019 года.
  2. Самрук – Казына (СК) был создан в 2008 году Указом Президента в качестве Фонда национального благосостояния. На данный момент в Фонд входят 404 портфельных компании, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях, включая нефть, газ, электроэнергетику, железные дороги, почтовую связь и т.д. Казахстан поставил цель сократить долю участия государства в экономике в своем Комплексном плане приватизации на 2016 – 2020 гг.
  3. Реформы самого СК также затронут процедуры закупок, значительно усовершенствованные за последние годы. Недавние изменения и дополнения в Закон «О фонде национального благосостояния», вошедшие в общий пакет реформ системы закупок от 26 декабря 2018 года, существенно изменил систему закупок СК, но их автономность осталась неизменной.

Оценка

16. Правительство Республики Казахстан за последние два десятилетия предприняло существенные и последовательные усилия по усовершенствованию системы государственных закупок (СГЗ) и приведению ее ближе к международным стандартам. Действующий ЗГЗ был принят в 2015 году, в основном, для обеспечения соответствия с требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС) в сфере государственных закупок. С этого момента Правительство Республики Казахстан не прекращало усилий по непрерывному совершенствованию национальной СГЗ. Была упорядочена нормативно-правовая база, которая была организована в правильную иерархию с подробной идентификацией официальных правил и процедур закупок. Кроме того, был создан веб-портал государственных закупок (полномасштабная единая электронная система государственных закупок), которая обеспечивает прозрачность и увеличение объема публикуемой документации по закупкам, уведомлений о закупках и основных решений Правительства Республики Казахстан в сфере закупок. Эта открытая государственная платформа с бесплатным доступом к государственным правилам и нормативно-правовым актам в области государственных закупок является большим вкладом в достижение принципа прозрачности процесса государственных закупок, установленного ЗГЗ Республики Казахстан. Однако сфера действия законодательства о государственных закупках не охватывает весь объем закупок товаров, работ и услуг (включая консультационные услуги), осуществляемых за счет средств государства.

17. Факт того, что основная часть деятельности в области закупок в Казахстане не регулируется единой законодательной и нормативно – правовой базой, создает препятствия на пути к общей и экономически- эффективной практике государственных закупок. Значительная часть объема закупок в Казахстане управляется субъектами квазигосударственного сектора, включая «Фонд национального благосостояния «Самрук – Казына». Системы закупок вышеуказанных организаций, в целом, отражают реформы общей системы государственных закупок, ее правил, процедур и практики применения. Однако их законодательная и нормативная основа остается отдельной, создавая неоднородные условия с разнообразными и сложными для отслеживания законодательными нормами, что создает дополнительную нагрузку на поставщиков и на заинтересованные стороны разных системах закупок. При этом, справедливо будет признать, что недавняя реформа приблизила СКГС к общей системе государственных закупок, посредством требования о применении единого набора правил. Тем не менее, Фонд «Самрук – Казына», на который приходится львиная доля расходов на государственные закупки в Казахстане, остается не охваченным общей системой государственных закупок.

  1. Казахстан вступил в ВТО в 2015 году и в октябре 2016 присоединился к Соглашению о государственных закупках ВТО в статусе наблюдателя, 5 что является признанием усилий Правительства Республики Казахстан по непрерывной модернизации национальной системы государственных закупок.
  2. Правила и институты системы государственных закупок Республики Казахстан достигли определенного уровня развития, который потенциально может послужить импульсом для роста экономики и рынка, инноваций и экологически устойчивого развития. В частности, система государственных закупок может использоваться для стимулирования развития МСБ посредством особых положений, облегчающих доступ МСБ к коммерческим возможностям, открывающимся благодаря государственным закупкам и содействия их эффективному участию в конкурсах, проводимых государственными органами.

20.Правительство Республики Казахстан создает все большие возможности для эффективной связи между системой государственных закупок и общей системой государственного финансового и государственного управления для стимулирования должного уровня участия общественности в процессе принятия решений и мониторинга исполнения бюджета.

Процедуры закупок

  1. Законодательная и нормативно — правовая база государственных закупок способствовала развитию довольно хорошо устоявшейся практики по планированию закупок, на основе анализа потребностей в товарах, работах и услугах, которая начинает осуществляться в первой половине предыдущего (финансового) года, и завершается подготовкой ежегодных бюджетных заявок в рамках процесса бюджетного планирования на следующий финансовый год. Однако такая практика не применяет структурированный и всеобъемлющий подход к планированию закупок, позволяющий определить оптимальный подход к рынку и выбрать наилучший способ закупок для достижения справедливого уровня конкуренции и оптимального соотношения цены и качества.
  2. Оценка текущих показателей закупок показала, что высокий уровень экономической эффективности был достигнут благодаря обязательному использованию системы электронных закупок, и в среднем на закупку товаров, работ и услуг с использованием способа открытого конкурса уходит 56 дней по сравнению с максимально допустимым сроком в 58 дней, установленным ЗГЗ. Несмотря на это и на стремление закупающих организаций проводить закупки способом открытого конкурса, результаты ниже оптимальных. В 2017 году только 32% от всех процедур с использованием открытого способа закупок привели к присуждению контракта; 68% процедур были признаны несостоявшимися, а для повторных закупок использовался способ «из одного источника», доля которого в 2017 году составила 81,79% от всех способов закупок.
  3. Причины такого высокого процента несостоявшихся конкурсов не лежат на поверхности, но, возможно, частично заключаются в том, что ЗГЗ допускает сразу применять способ из одного источника после признания открытого конкурса несостоявшимся, не обязывая закупающие организации исследовать причины таких неудачных конкурсов. Изменения и дополнения в ЗГЗ от декабря 2018 года упразднили такую возможность и теперь необходимо отслеживать принесут ли такие усовершенствования результат на практике. Более того, использование неценовых характеристик при оценке не является частой практикой, а нормативно — правовая база не предусматривает принципов расчета затрат в течение жизненного цикла.
  4. Тогда как, на первый взгляд, законодательная и нормативно – правовая база не устанавливает никаких барьеров для участия иностранных потенциальных поставщиков, требование о необходимости получения электронно – цифровой подписи (ЭЦП) иностранными участниками конкурса для получения возможности использовать веб – портал, в совокупности с недавно внесенным изменением о внедрении тарифа за использование веб – портала для всех участников конкурса, а также требование обеспечения электронной заявки, которая может быть получена в банках второго уровня Казахстана, создает серьезные барьеры для иностранных участников конкурса. Наличие подобных ограничительных политик, в целом, объясняет почему в 2017 году 99,7% всех контрактов было присуждено местным частным компаниям и физическим лицам.
  5. Практика применения способов закупок, допустимых ЗГЗ, демонстрирует определенные признаки неэффективности, в особенности, в части использования способа открытого конкурса. В 2017 году 68% всех закупок с применением данного способа были несостоявшимися или признаны недействительными, что в дальнейшем привело к использованию неконкурентных способов, например, из одного источника. Существующая практика применения способа открытого конкурса также характеризуется высоким уровнем (50%) заявок, не соответствующих основным критериям, что сокращает вероятность конкурентных результатов конкурсных процессов. Помимо этого, практика применения фиксированных скидок для неценовых характеристик, дающих дополнительные преимущества, представляется неподходящей, так как некоторые требования носят общий характер и не всегда напрямую связаны с природой объекта закупок, а также не позволяют дифференцировать качественные характеристики с точки зрения их важности или актуальности в достижении целей закупок и конечных результатов каждой отдельной операции по закупкам. Данная практика может быть усовершенствована и, по возможности, приведена в соответствие с лучшей международной практикой, путем придания определенного веса техническим и финансовым требованиям, а также требованиям по расчету затрат на протяжении жизненного цикла, для повышения результативности закупок и достижения оптимального соотношения цены и качества.

26. Касательно оценки практики закупок СК, команда по оценке на основе методологии MAPS не смогла произвести более или менее содержательную оценку, как предусмотрено методологией, ввиду недостаточного доступа к данным и документации по закупкам (примеров операций), которые не были предоставлены «Самрук-Казына» несмотря на неоднократные запросы. Выводы, представленные относительно эффективности системы закупок «Самрук-Казына», основаны на «кабинетных исследованиях» и интервью с заинтересованными лицами с государственными должностными лицами Правительства и «Самрук-Казына», представителями частного сектора и представителями гражданского общества, а также экспертами в области системы государственных закупок Казахстана. Несмотря на эти усилия, понимание фактической эффективности системы закупок Самрук-Казына остается ограниченным и недостаточным, в понимании методологии MAPS, что должным образом отражено в результатах оценки. Основываясь на доступной информации, датированной от 2017 года, 86,5% всех закупок холдинга СК производились не конкурентными способами. Это вызывает самую главную озабоченность, так как демонстрирует тот факт, что функция закупок в СК, вероятнее всего, не соответствует общим принципам закупок, а также не достигает оптимального соотношения цены и качества.

Профессионализация

  • Сфера применения ЗГЗ очень неоднородна и охватывает около 23 200 закупающих организаций, 95% из которых организовывают и проводят нецентрализованные мероприятия и процедуры по закупкам посредством либо своих внутренних отделов закупок, либо при поддержке отдела закупок другой закупающей организации, не учитывая закупающие организации среди субъектов квазигосударственного сектора и их дочерние организации. Однако профессиональный уровень сотрудников в области закупок в Казахстане отстает от большинства стран Европы, и существует безотлагательная потребность профессионального развития и наращивания потенциала кадровых ресурсов в области закупок. Создание институционально закрепленной и устойчивой программы по повышению потенциала в области закупок принесет огромные выгоды казахстанским кадровым ресурсам, работающим в сфере закупок и государственной службе в целом, а также положительно повлияет на экономическую эффективность операций государственного сектора.
  • Фактически, «Самрук-Казына» начал реализацию первоначальных мер по стратегии профессионализации. В холдинге уже предлагается курс обучения, и строятся планы по дальнейшему расширению подобных программ по повышению профессионализма кадровых ресурсов в области закупок в структуре холдинга Самрук – Казына и его дочерних предприятий, рассматриваются варианты для разработки механизма сертификации.

Механизм обжалования

29. Правительство Республики Казахстан предприняло меры по повышению прозрачности механизма рассмотрения жалоб в области закупок. Несмотря на то, что нормативно- правовая база предоставляет право обжаловать решения в области государственных закупок, не ясно, допускает ли ЗГЗ жалобы по отношению к конкурсной документации. Более того, Комитет внутреннего государственного аудита (КВГА), первая инстанция при рассмотрении жалоб, является структурным подразделением уполномоченного органа – Министерства финансов (МФ), и возможно не обладает должным уровнем автономии, требуемом для разрешения споров, учитывая тот факт, что Министерство финансов само выступает в качестве заказчика (закупающей организации) и организацией, которой подотчетен Единый организатор государственных закупок. Кроме того, в функции КВГА также входит обзор/ аудит соответствия законодательной и нормативно-правовой базе. Это означает, что КВГА может оказаться в ситуации необходимости рассмотреть жалобы на процедуры закупок, в свое время явившихся предметом контроля и финансовых консультаций КВГА. ЗГЗ с недавними изменениями и дополнениями предусматривает создание новой структуры – Апелляционной комиссии при МФ, где несогласные с решениями по закупкам поставщики смогут обжаловать решения КВГА. Однако создание дополнительной площадки для реализации поставщиками своего права на подачу жалоб и апелляций касательно решений КВГА не обеспечивает достаточной автономности такого органа, так как он подотчетен МФ.

30.Жалобы в СК рассматриваются внутренним подразделением – Департаментом методологии и контроля закупок. Организация деятельности подобна системе, существующей в закупках государственного сектора, именно с точки зрения институционального дублирования, с учетом того, что функции по разработке политики, операционному контролю и рассмотрению жалоб тесно взаимосвязаны. Это вызывает озабоченность, касающуюся институциональной независимости функции рассмотрения жалоб. В целом, команда по оценке не получила достаточного доступа к информации, необходимой для того, чтобы сделать выводы о результатах оценки по этим аспектам.

Механизмы противодействия коррупции и подотчетность

  • Важно отметить, Казахстан предпринял шаги по укреплению своих позиций в области борьбы с коррупцией и с годами ратифицировал ряд международных договоров и конвенций 6 против коррупции. Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции» обязывает сообщать о коррупционных правонарушениях. В стране также были созданы механизмы для составления ежегодной отчетности о коррупционных преступлениях. Соответствующие государственные органы и Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции выполняют внутреннюю и внешнюю оценку коррупционных рисков. Предприниматели Казахстана приняли Хартиюпредпринимателей Казахстанапо противодействию коррупции; был утвержден Типовой кодекс корпоративного управления в контролируемых государством акционерных обществах; Академия государственного управления и высшие учебные заведения предлагают базовый обучающий курс по противодействию коррупции в рамках программы обучения для государственных служащих; Министерство финансов ведет перечень недобросовестных юридических и физических лиц, предоставивших ложную информацию в ходе процедур закупок, и т.д.
  • Тем не менее, остаются существенные расхождения, требующие решения: дальнейшее приведение в соответствие законодательства по борьбе с коррупцией и конфликту интересов с применимой международной практикой, отсутствие комплексных положений в законодательстве по закупкам, касающихся профилактики и борьбы с мошенничеством и коррупцией, а также другими правонарушениями, более обобщенного характера; основания для включения компаний частного сектора в список недобросовестных поставщиков ограничены фактами мошенничества, умалчивания о коррупции, сговора и прочими формами правонарушений, и т.д.

33.Касательно роли гражданского общества в системе государственных закупок, Общественные советы7 созданные в рамках государственной программы 100 конкретных шагов, должны стать основным инструментом влияния на деятельность государственных органов для организаций гражданского общества, и призваны усилить прозрачность процесса принятия решений в государстве. Однако такому подходу не хватает конкретных положений в законодательстве об общественных консультациях и механизмах мониторинга.

34. Аналогичные выводы можно сделать относительно Фонда «Самрук – Казына», так как общегосударственные принципы в области добросовестности/неподкупности и подотчетности также применимы к холдингу. Таким образом, существует необходимость применить более адаптированный и основанный на рисках подход к обеспечению добросовестности/ неподкупности в СК. Кроме того, жизненно важные функции по разработке политики, контролю и рассмотрению жалоб являются составной частью одного подразделения в этой организации, а это создает благоприятную почву для потенциального конфликта интересов и отсутствия системы сдержек и противовесов. Тот факт, что публично доступна очень ограниченная информация о процедурах государственных закупок по операциям СК, приводит к недостаточному общественному контролю, наличие которого позволило бы повысить добросовестность и усилить подотчетность.

Электронные закупки

35. Правительство Республики Казахстан добилось значительных результатов в переводе системы государственных закупок с бумажного на полномасштабный электронный формат особенно за последние три года. Законодательная и институциональная база предусматривает проведение [всех] закупок посредством веб – портала закупок, электронной площадки государственных закупок, заново запущенной Министерством финансов в январе 2016 года. Однако еще существуют случаи проведения государственных закупок не через электронную систему закупок, а именно, процедуры способом из одного источника согласно пунктам 4 и 5 Статьи 41 ЗГЗ, а также ключевые этапы двухэтапного открытого конкурса. Веб – портал государственных закупок можно усовершенствовать значительным образом путем: устранения требования, согласно которому иностранные участники конкурса для получения сертификата ЭЦП должны встать на учет по НДС, что, в свою очередь, требует от них физического присутствия в Казахстане. Кроме того, система электронных государственных закупок требует усовершенствования в части предоставления возможности и последующего обязательства для закупающих организаций полностью проводить двухэтапный конкурс и закупки способом из одного источника через электронную систему. Более того, в качестве дополнения к оценке системы электронных закупок, описанной в Томе I данного отчета, в настоящее время проводится обзор безопасности и соответствия (независимый аудит) с целью проанализировать, подтвердить и убедиться, что системa электронных закупок соответствуют международным стандартам безопасности информационных систем, а также требованиям к качеству для проведения открытых конкурентных закупок.

36. Самрук – Казына широко использует электронные закупки. По сравнению с системой электронных закупок государственного сектора, аналогичная система СК ограничивает доступ иностранных участников конкурса в меньшей степени, так как они могут воспользоваться услугами сторонней организации для получения доступа. Однако такое решение остается сложным и создает потенциальные преграды. В отличие от общенациональной системы государственных закупок, Самрук – Казына публикует лишь очень ограниченный объем информации из своей внутренней системы электронных закупок, что незначительно влияет как на участие поставщиков, так и на надзор со стороны общества и мониторинг эффективности.

Перспективы развития

  1. В ходе следующего этапа реформ у Правительства есть возможность направить усилия на консолидацию пространства закупок, последовательное стремление к повышению прозрачности и достижению наилучшего соотношения цены и качества, созданию профессиональных кадров в области закупок с четкими квалификационными стандартами, усилению механизма рассмотрения жалоб, согласно последним изменениям и дополнениям в ЗГЗ и улучшению системы управления контрактами, а также повышению добросовестности и степени вовлеченности граждан в государственные закупки. Однако до этого Правительству Республики Казахстан необходимо решить оставшиеся сложности в области законодательства, институциональной структуры, рыночного регулирования, добросовестности/ неподкупности и прозрачности, выявленные в ходе оценки на основе методологии MAPS.
  2. Руководство Самрук – Казына продемонстрировало готовность к реформам через инновации в отдельных областях, например в области профессионализации. До проведения дополнительного обзора и дальнейшией работы, внедрение разработанных мер по профессионализации повысит потенциал и возможности кадровых ресурсов в области закупок. Дополнительные усилия потребуются для повышения конкуренции на рынке государственных закупок, осуществляемых Самрук – Казына. Еще одним направлением реформ может стать пересмотр механизмов рассмотрения жалоб и контроля для обеспечения системы институциональных сдержек и противовесов, а также институциональной автономности, что, в свою очередь, повысит доверие потенциальных поставщиков к системе государственных закупок Самрук – Казына. Возможно предпринять дальнейшие усилия по вовлечению гражданского общества и частного сектора.
  3. В следующем разделе обобщены выводы оценки MAPS по каждому из направлений данной методологии, с указанием сфер для усовершенствования.

Примечание:

1 www.mapsinitiative.org 7

2 Оценка структурирована исходя из четырех Направлений методологии MAPS: Направление I – Правовая и регуляторная база; Направление II – Институциональная основа и управленческий потенциал; Направление III – Государственные операции по закупкам и коммерческая практика; и Направление IV – Подотчетность, добросовестность и прозрачность.
3 https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.CD?locations=KZ

4 На основе информации, полученной на веб – портале Министерства финансов, а также в результате расчетов, основанных на планах закупок субъектов квазигосударственного сектора (СКГС).

5 https://www.wto.org/english/tratop_e/gproc_e/memobs_e.htm

6 Конвенция ООН против коррупции (4 мая 2008 г.); Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (2 мая 2011 г.); Конвенция Организации Объединённых Наций против транснациональной организованной преступности (4 июня 2008 г.).

7 «Общественные советы — консультативно-совещательные, наблюдательные органы, образуемые министерствами, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, а также органами местного государственного управления по вопросам их компетенции, совместно с некоммерческими организациями, гражданами», Закон Республики Казахстан «Об общественных советах» от 2 ноября 2015 г.No 383-V https://online.zakon.kz/document/?doc_id=36800092#pos=4;-257