Вся База знаний

Общественный мониторинг: Кейс 3. Выявление “любимых” поставщиков конкретного заказчика и прочих рисков

В рамках предыдущего кейса, мы учились использовать модуль для выявления прямых нарушений законодательства. В качестве основы мы взяли примеры некорректного применения обоснования закупок из одного источника.

Помимо прямых нарушений вы также можете собирать данные для выявления рисков.  Под рисками мы понимаем факты свидетельствующие о возможном сговоре или потенциальном нарушений, но напрямую не противоречащие нормам законодательства.

Если для выявления нарушений достаточно изучить законодательную основу, то выявление рисков требует изучения причин и процессов. 

Вам необходимо понимать какие факты могут свидетельствовать о потенциальных фактах нарушения. В тоже время вы должны понимать, что не все выявленные факты приведут к конкретным кейсам, но они могут стать базой для дальнейшего расследования. 

Тема выявление рисков через “красные флаги” широко раскрыта в соответствующей литературе. В рамках текущего кейса мы рассмотрим несколько потенциальных флагов, которые могут представлять интерес:

  1. большую часть закупок по конкретной категории товаров одного заказчика закрывает один и тот же поставщик, т.е. возможно есть факт сговора между ними.

По аналогии может быть интересно выявить поставщиков, у которых большая часть дохода формирует конкретный заказчик. Возможно данный поставщик был создан того, чтобы взаимодействовать с этим заказчиком.

  1. Интерес также представляют поставщики, у которых отмечается широкий отраслевой размах в товарных рынках, которые они обслуживают. 
  2. Возможно происходит планирование закупок без явной потребности или чрезмерных объемах.

Для работы с первым флагом достаточно открыть карточку заказчика и выбрать интересующего вас заказчика из списка. В результате в диаграмме “Рейтинг поставщиков топ 20” вы увидите структуру закупок данного поставщика в разрезе поставщиков. 

Вы можете изменить условия фильтрации и сузить выборку до отрасли или необходимого периода. В тоже время метод перебора заказчиков несколько трудозатратен.

Для выгрузки данных для массового анализа вы можете воспользоваться инструментом “Конструктор отчетов”. Сформируйте отчет, в котором в качестве измерения выберите наименование поставщика, наименование заказчика, наименование ЕНСТРУ, а в качестве меры данные по заключенным договорам и по сумме.  Для дальнейшего углубления анализа выберите измерение ЕНСТРУ-1-3, чтобы структурировать ЕНСТРУ по отраслям, и финансовый год в плане закупки, чтобы собрать данные по годам. 

В конце процесса нажмите кнопку “Update layout”. Рекомендуем выгрузить данные в табличной форме для дальнейшей обработки в excel , где вы можете выделить все факты превышения долей в парах заказчик-поставщик. 

Для работы со вторым флагом вы можете открыть “Карточку поставщика” и выбрать интересующего вас поставщика из списка. В результате в диаграмме “Предметы закупок” вы увидите распределение закупок в котором участвовал поставщик в разрезе отраслей. Чем больше отраслей представлено в диаграмме, тем более широкий отраслевой размах и тем более подозрительна деятельность поставщика. 

Для выгрузки данных для массового анализа вы можете воспользоваться инструментом “Конструктор отчетов”. Сформируйте отчет в котором в качестве измерения выберите наименование поставщика, наименование ЕНСТРУ,  ЕНСТРУ-1-3. финансовый год в плане закупки, а в качестве меры данные по заключенным договорам и по сумме.  

В конце процесса нажмите кнопку “Update layout”. Рекомендую выгрузить данные в табличной форме для дальнейшей обработки в excel, где вы можете выделить все факты большого кол-ва уникальных ЕНСТРУ и различных отраслей.  превышения долей в парах заказчик-поставщик. 

Для работы с третьим флагом целесообразно сфокусироваться на определенной категории заказчиков. Группировать лучше по функциональному признаку — организации исполняющие схожую функцию. В наименовании заказчиков часто отражается исполняемая функция. Выбор необходимой группы возможен через ввод части названия в поле “Поиск в списке” в рамках фильтра “Заказчики”, что выберет всех заказчиков в наименовании, которых содержится заданные слова. К примеру, школы, больницы, акиматы, министерства. 

Для изучения пунктов планов вы можете открыть лист “Таблица пункта планов”, в рамках которого необходимо сформировать выборку по группе заказчиков (к примеру поставьте фильтр на слово “школ” для выбора всех заказчиков с упоминанием школ в названии). В результате у вас будет сформирован перечень всех пунктов планов данной категории заказчиков для дальнейшего анализа. Интерес могут представлять нетипичные закупки для категории (большие суммы и малое кол-во аналогичных пунктов планов среди прочих организаций категории). 

Вы можете выгрузить данные для дальнейшей обработки. Наличие ссылок на пункты планов позволит ознакомится с данными по количеству закупаемой продукции для проведение оценки потребности.